Сысертские фаянсовые иконостасы - непревзойденное мастерство Уральских мастеров
Старинный Уральский город Сысерть, родина нашего прославленного земляка, автора сказов об Урале, П.П. Бажова, издавна славится производством керамических изделий из белой глины местного месторождения. Творчество П. Бажова вдохновляет мастеров и лежит в основе многих изделий завода.
Еще в 19 веке в Сысерти начали производить керамические изделия из белой глины, добываемой возле реки. В 1960 году на базе артели по производству керамических изделий, возник завод, который к 1977 году перешел на новую технологию, позволяющую выпускать высокохудожественные фарфоровые и фаянсовые изделия.
Надо отметить, что фаянс и фарфор - это виды керамических изделий, которые отличаются по составу и особенностям технологического процесса. Керамика - это изделия из глины, получаемые в результате спекания глины с различными добавками. Фарфор является самым тонким видом керамики. изделия из него просвечивают, он плотный, при мягком ударе по нему издает высокий звенящий звук.
Фарфор прочный и твердый. Фаянс издает низкий глухой звук, на ободке донышка изделия можно заметить слой наплыва глазури, это особенность технологии. В изделиях из фаянса содержится больше глины по сравнению с фарфором, он обжигается при более низких температурах. Из-за его высокой способности водопоглощения, изделия покрывают глазурью.
Фарфор на тускнеет со временем, фаянс покрывается паутинкой мелких трещин. Для каждого вида продукции выбирается подходящий вид керамики. Так эксклюзивную посуду изготавливают из фарфора. а фаянс применяется для изготовления посуды для повседневного обихода, в производстве иконостасов.
Производство в Сысерти в настоящее время терпит огромные трудности, но благодаря сплоченному коллективу настоящих мастеров и патриотов своего производства, держится на плаву.
Процесс производства в большей своей части ручной. Для приготовления сырьевой массы применяются механические шаровые мельницы, которые тщательно размешивают глину, каолин, кварцевый песок, полевой шпат. Полученная смесь по трубам поступает в литейно - формовочный цех.
На каждом рабочем месте в формовочном цехе оборудован патрубок для подачи этой массы (шликора), которая в ручную заливается в глиняные гипсовые формы. Залитая в форму масса выстаивается, после чего форма раскрывается и сформированные, но еще мягкие изделия проходят процесс высыхания и ручной доработки небольших дефектов.
Работа выполняется в ручную, что дает мастерам возможность творческого поиска и внесения небольших авторских отклонений.
После стадии ручной доработки, изделия глазируются для придания блеска и подвергаются высокотемпературному обжигу в современных печах.
Готовые изделия попадают в цех художественной росписи, где силами мастериц-художниц, приобретают цветовое и художественное оформление.
С 1998 года завод выполняет работы по изготовлению фаянсовых иконостасов. Первой работой была реставрация иконостаса для Верхотурского храма, который был изготовлен в 1913 году на заводе Кузнецова и сильно пострадал в годы гонения на церковь. Сысертцы успешно справились с поставленной задачей.
На счету завода множество иконостасов, изготовленных для храмов Екатеринбурга, Свердловской области, стран Европы. В настоящий момент идут работы по изготовлению иконостаса для храма города Туринска. Процесс схож с изготовлением посуды за исключением небольших технологических особенностей. Все работы производятся в ручную.
На Руси традиция изготовления фаянсовых иконостасов зародилась на фабриках Матвея Кузнецова во второй половине 19 века. Было выполнено по всей России более 100 иконостасов. Но с приходом советской власти мастерство и секреты производства были утрачены. Сысертцы возрождают старинные традиции.
Иконостас - это алтарная перегородка, в которую вмонтированы в несколько рядов иконы.
Изготавливается тысячи маленьких деталей, которые уже в храме крепятся на металлический каркас. Эти детали с любовью делают в ручную, устраняя малейший брак или неточность.
Для росписи используются специальные краски, которые разводятся скипидаром. Они легко удаляются тряпочкой с поверхности в случае, если мастер не доволен результатом.
Краски имеют свойство менять свой цвет в результате обжига в печи. Поэтому мастера хорошо знают всю цветовую линейку перехода цветов. Роспись производится кистью "Белка" по специальной технологии, секреты которой являются эксклюзивными для данного предприятия и передаются от мастера к мастеру.
В состав некоторых красок входит сусальное золото, которое до обжига имеет вот такой коричневый оттенок. После обжига приобретает характерный золотой цвет и блеск.
Фаянсовый иконостас, в отличие от других материалов, отличается дороговизной, но при этом имеет множество преимуществ. Они долговечные, не теряют внешнего вида, яркие, изящные, прочные, не требуют ремонта и удобны в эксплуатации, легко подвергаются влажной текущей уборке.
Храм на Крови, Георгиевская церковь в Слободе, Храм в Невьянске, Верхотурье и многие другие украшают сысертские иконостасы.
Для изготовления нужной формы для дальнейшей отливки, предшествует работа скульптора - архитектора, который производит эскиз, находит форму, цветовое решение. Чаще форма лепится из пластилина.
Все работы по изготовлению иконостасов проводятся в отдельном цехе.
Все мы очень желаем коллективу и всему производству процветания и очень надеемся, что завод справится с финансовыми сложностями и выйдет из кризиса. прославляя Урал своими яркими работами. Сысертский фарфор давно является визитной карточкой Свердловской области.